Новое небо и новая земля. Невольно вспоминается Откровение Иоанна (22, 1): "И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали..."
Ответ на этот вопрос становится ясным из текста второго тома: "Уже новым светом осветилась земля". Значит, Русь перенеслась на свет из тени, из темноты. По-новому представляется перед нами и Русская земля. Приведем здесь фрагмент "новой земли" из ее описания во втором томе: "За песками лежали гребнем на отдаленном небосклоне меловые горы, блиставшие ослепительной белизной даже и в ненастное время, как бы освещало их вечное солнце".
Чтобы понять основную проблему Гоголя - выяснение и определение плана целого, посмотрим, как увязывал автор между собою отдельные тома "Мертвых душ". В первом томе Гоголь оставил без ответа поставленный им же вопрос: "Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа".
"Я видел и обнимал порознь много частей, но план целого никак не мог передо мною выясниться и определиться в такой силе, чтобы я мог уже приняться и начать писать". Не написанным и не начатым у Гоголя оставался только третий том.
И снова Гоголь в напряженном творчестве. В 1842 году вышел в свет первый том "Мертвых душ", а на следующий год (по свидетельству П. В. Анненкова) была закончена первая редакция второго тома. Последующий период Гоголь называл "антрактом" в написании "Мертвых душ". Об этом периоде, как об одном из труднейших в своем творчестве, Гоголь писал В. А. Жуковскому: "От напряжения болела голова... Изгрызалось перо, раздражались нервы и силы ничего не выходило". Ясно, что тут речь идет о плане третьего тома, второй том был уже написан в первой редакции. Подтверждения тому находим в том же письме Жуковскому (от 29.12.1847 г.):
Иногда эти страдания переходили в болезненную невыносимую пытку, и тогда Гоголь писал посмертные завещания. Нам известны три завещания - 1840, 1845 и 1852 годов. О первом завещании Гоголя мы знаем из письма к М. П. Погодину, отправленного в октябре 1840 года. В том году Гоголь после девятимесячного пребывания в России, где он читал друзьям рукописи первого тома "Мертвых душ", приехал за границу. Здесь он намеревался произвести правку и подготовку к печати первого тома поэмы. Но за границей Гоголь тяжело заболел и написал завещание, о чем сообщил Погодину. "Наскоро собравшись с силами, как мог нацарапал тощее завещание, чтобы хоть долги мои были выплачены после моей смерти". Одновременно он молил Бога: "Мне бы два года теперь... только два года". Казалось, что для окончания "Мертвых душ" два года будет достаточно. Спустя два месяца Гоголь оповестил С. Т. Аксакова: "Здоров благодаря чудесной силе Бога, воскресившего меня от болезни, от которой, признаюсь, я не думал уж встать".
и подвигов среди жизни".
мысль о смерти воспитывает удивительным образом душу, придает силу для жизни
о смерти, но Гоголь находил в этом даже свои плюсы, о чем писал матери: "Постоянная
но потом перешедшее в болезненную пытку". То и другое сопровождалось мыслью
выхода "Мертвых душ", перешло в мученичество, может быть, сначала благотворное,
два состояния: творчество и отдохновение. Первое давно уже, вероятно, после
С. Т. Аксаков, близко знавший Гоголя на протяжении двадцати лет. "У Гоголя было
в процессе работы над поэмой претерпевал тяжкие страдания, о чем поведал нам
души", написание которой давалась Гоголю очень нелегко. Автор "Мертвых душ"
в мире, любви и согласии. В этом заключалась и основная идея поэмы "Мертвые
Сердце его билось одним желанием вывести народ в царство добра, чтобы люди жили
смерти. Борец со злом на земле, он постоянно стремился принести людям пользу.
12.03.2002: Духовные завещания Гоголя"Мучеником нашего времени" назвал С. Т. Аксаков Н. В. Гоголя после его
Русский Вестник - Просмотр статьи
Комментариев нет:
Отправить комментарий